Управление рисками и страховая защита объектов нефтяной промышленности
Нефть России,
24 февраля 2002 г.
Забудьте слово «вдруг»
1861 просмотр
Нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия представляют собой, пожалуй, наиболее сложные в инженерном отношении объекты нефтяной промышленности. Они подвержены большому числу рисков и сами представляют собой немалую угрозу окружающей среде.
Поэтому риск-менеджеры нефтяной компании при выборе принципов страховой защиты таких производств должны подходить к решению проблемы комплексно. Особую важность при этом приобретают качество исходных данных об источниках опасности, совершенство системы оценки и анализа и самое главное – методов и механизмов управления рисками предприятия и компании в целом.
Читайте, завидуйте...
Одной из основ страховой деятельности является паспортизация промышленного объекта. Причем, в отличие от людских паспортов, которые становятся все менее содержательными, паспорт предприятия должен включать в себя как можно более точную и полную информацию о производстве. Необходимо это для оценки возможных аварий и их последствий. И поскольку такая оценка существенным образом зависит и от применяемых технологий, и от организационной структуры, и от региона размещения объекта, паспорт должен содержать подробнейшую техническую информацию (оборудование, вещества, регламенты), данные о системе менеджмента предприятия (нормативная база, персонал), а также сведения об имеющихся силах и средствах чрезвычайного реагирования. Всю совокупность информации о конкретном объекте и называют его паспортом (в странах Западной Европы для этого чаще используют термин «регистр»). Его объем весьма велик и, следовательно, заполнение может показаться весьма трудоемкой задачей. Однако следует заметить, что многие «странички» такого паспорта уже заполнены соответствующими службами предприятия. Например, в сборе сведений о размещении, геометрии, режимах и параметрах технологических аппаратов и трубопроводов существенную помощь может оказать проектно-конструкторская служба. Текущее состояние и надежность оборудования входят в компетенцию служб главного механика и технического надзора, а в отдел оплаты труда следует обратиться за информацией о структуре управления имуществом. Как правило, различные подразделения предприятия охотно идут на конструктивную кооперацию со страховой компанией, поскольку большая часть аккумулируемых в результате та кого сотрудничества данных одинаково полезна как страхователю (предприятию), так и страховщику (страховой компании).
Тогда считать мы стали «раны»
Следующий этап — инвентаризация потерь. Она состоит в учете ущерба (в денежном выражении) и потерь механизмов (в натуральных показателях) в результате аварий, а также в оценке потенциала этих показателей. С позиций финансового планирования конкретного предприятия стоит выделить следующие виды внеплановых потерь: — потери имущества предприятия (технологического оборудования и продуктов), разрушаемого или уничтожаемого в ходе аварий; — ответственность за аварию перед третьей стороной. Этот вид потерь имеет форму компенсаций (выплат) родственникам погибших или пострадавшему при аварии населению и персоналу предприятия, предусмотренных природоохранным законодательством штрафов за загрязнение окружающей среды и неустоек за недопоставку или несвоевременную поставку продукции по договорам; — перерывы в деловых операциях вследствие внеплановых остановок всего или части производства. Такие потери с финансовой точки зрения характеризуются упущенной выгодой и недополученной прибылью. Скрупулезное изучение уже случившихся и возможных в будущем неприятностей полезно не только само по себе. Результатом инвентаризации должна явиться выработка (на основе общих для страхователя, страховщика и перестраховщика методик оценки ущерба) конкретных алгоритмов расчетов потерь при авариях.
Дар предвидения
Спрогнозировав частоту аварий, зная «тонкие места» и механизмы образования потерь, можно переходить к оценке риска. Собранная перед этим информация о реальных производственных неполадках, инцидентах и авариях наряду со статистикой надежности оборудования, сведениями об ошибках операторов, описанием конкретных предприятий и. алгоритмов расчета потерь представляют собой исходные данные для разнообразных методик оценки риска: от приближенной аналитики — до комплексного расчетно-теоретического компьютерного моделирования. Так как в отрасли двух одинаковых предприятий попросту не существует, создание каждой такой системы моделирования становится уникальной и крайне важной задачей. Результатом оценки риска является ожидаемый уровень потерь (определенного вида) конкретного предприятия. А этот показатель, в свою очередь, позволяет определить страховой и перестраховочной компаниям условия обеспечения страховой защиты.
На всякий случай
При аварии на предприятии возникает масса незапланированных срочных дел и расходов, особенно если погибли или пострадали люди. Все это чревато многочисленными визитами разного рода комиссий из надзорных органов и структур власти, повышенным вниманием населения и средств массовой информации, серьезными финансовыми проблемами, связанными с потерей оборудования, необходимостью проведения восстановительных работ, сокращением поступлений продукции из-за перерыва в производстве, уплатой неустоек по неисполняемым договорам. Цель страховой компании в этом случае — исключить из общего круга возникающих у предприятия проблем их финансовую часть и обеспечить защиту материального благополучия в строгом соответствии с условиями договора. Экспертиза аварии и потерь осуществляется совместно страховщиком и страхователем. Причем, вся процедура оговаривается заранее в договоре страхования. Таким образом, речь идет о разработке конкретной системы страховой и перестраховочной защиты определенного производства, которая, во-первых, выгодна предприятию, поскольку обеспечивает ему финансовую безопасность на приемлемых для него условиях, а во-вторых, основана на реальных значениях риска данного предприятия и полностью учитывает все его специфические особенности. Договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком, закрепляет ответственность страховой компании за определенные внеплановые потери. Взаимоотношения же страховой и перестраховочной компаний должны самым детальным образом фиксировать: — состав и качество технологического оборудования предприятия; — алгоритм расчета тех потерь при аварии, ответственность за которые принимают на себя страховщик и перестраховщик; — возможные сценарии аварии (в том числе условия и события, ее инициирующие); — размер и порядок осуществления плановых платежей за перестраховочную защиту; — условия и порядок компенсации перестраховщиком потерь при авариях на предприятии. Результаты анализа риска самым непосредственным образом определяют структуру и условия договора страхования (а также взаимоотношений страховщика и перестраховщика). В отношении тех составляющих, которые вносят наибольший вклад в величину ожидаемых потерь для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, страховая компания может предложить систему организационно-технических мероприятий, направленных на их снижение. Ее реализацию целесообразно провести до страхования, снижая, таким образом, страховые тарифы до разумного уровня. Кооперация предприятия и страховой компании на данном этапе заключается в стремлении сделать риск предприятия «прозрачным», то есть объективно анализируемым, поскольку это позволяет страхователю и страховщику находить более выгодные условия для договора. При этом по-настоящему эффективными страхование и перестрахование рисков будут только при наличии всестороннего контроля над рисками и при соответствии параметров страховой защиты требованиям профильного рынка, прежде всего международного. Для нефтяной компании, действующей в условиях рыночной экономики на основе бюджетного планирования, наиболее адекватным способом снижения внеплановых потерь является 100-процентный перевод внезапных и значительных расходов по покрытию аварийных убытков в разряд плановых страховых платежей. Это позволяет сделать систему управления нефтяной компанией более прозрачной. Случится или не случится авария — на плановые экономические показатели как предприятия, так и холдинга в целом это не повлияет. Страховщик обеспечит и полное восстановление предприятия до состояния, в котором оно было до аварии, и возместит все связанные с ней потери. Кроме того, основной механизм управления нефтяной компанией — бюджетное планирование — прежде не распространявшийся на случаи аварийного функционирования, после страхования позволяет управлять рисками тем же способом, каким управляются процессы производства и развития, — через план (ибо в бюджет включаются определенные по срокам и размерам страховые платежи).
Андрей ЕЛОХИН, доктор технических наук, член-корреспондент РАЕН
Вся пресса за 24 февраля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества, Огневое страхование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|